Предприятие осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, может ли оно осуществлять расчеты с покупателями через платежного агента? Кто из посредников — платежный агент, а кто — нет Кто является платежным агентом пример.


Мартынюк Н.А.

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно - чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т.д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщикам <1>.

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках "антиотмывочного" Закона <2>, открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения денег <3>, заводить вторую кассовую книгу <4>, применять ККТ даже при вмененке <5> и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона N 103-ФЗ поставщик - это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуги <6>.

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агентов <6>? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет - для получения выручки от посредника <7>? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники - не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент - это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги) <8> и больше ничего не делает для того, чтобы:

<или> физлицо эти товары (работы, услуги) получило;

<или> у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) <9>. То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т.п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т.д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самими <10>. А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщиком <11>.

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

<или> принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином - доставка товаров, а получение денег - неразрывно связанная с нею услуга;

<или> заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:

Ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;

Продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т.п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники - не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчетов <12>), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

<1> ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<2> ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<3> ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<4> п. 5.1 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<5> ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<6> ч. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ

<7> ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<8> ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<9> п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ

<10> ч. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ

<11> ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ

<12> ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Кто из посредников - платежный агент, а кто - нет

Благодарим за предложенную тему статьи А.П. Козлову, главного бухгалтера ООО «Траст Групп», г. Москва.

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно - чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т. д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщика мч. 14, 15 , 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон № 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 № 373-П .

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» Закон ач. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения дене гч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , заводить вторую кассовую книг уп. 5.1 Положения от 12.10.2011 № 373-П , применять ККТ даже при вмененк еч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона № 103-ФЗ поставщик - это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуг ич. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ .

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агенто вч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет - для получения выручки от посредник ач. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники - не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент - это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги)ч. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и больше ничего не делает для того, чтобы:

  • <или> физлицо эти товары (работы, услуги) получило;
  • <или> у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг)п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ . То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т. п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Мнение читателя

“ Занимаемся розничной торговлей, хотим заключить договор с транспортной компанией, чтобы при доставке товаров клиент-физлицо оплачивал товары ей, а она потом перечисляла эти деньги нам за минусом своих расходов и вознаграждения. Оказалось, что одно из условий транспортной компании - это открытие нами спецсчета: говорят, что они будут нашим платежным агенто м” .

Павел,
юрист, г. Екатеринбург

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т. д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самим ич. 1 ст. 1005 , ч. 1 ст. 990 ГК РФ . А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщико мч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ .

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

  • <или> принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином - доставка товаров, а получение денег - неразрывно связанная с нею услуга;
  • <или> заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:
  • ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;
  • продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т. п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники - не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчето вч. 4 ст. 7 Закона № 103-ФЗ ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

Многие интернет-магазины, особенно работающие в крупных городах, дают возможность покупателю получить заказанный товар курьером, и оплатить наличными деньгами в момент доставки. Однако для многих интернет-магазинов это превращается в настоящий кошмар – покупка, регистрация, обслуживание кассового аппарата, соблюдение времени выдачи чека, сдача наличных в банк и т.п. Подробнее об обязанности выдавать чек.

Хорошо, что это можно переложить на чужие плечи! Большинство фирм, предлагающих услуги курьерской доставки, могут взять на себя обязанности по получению наличной выручки. В результате вы получаете выручку сразу на расчетный счет, курьерская служба – это агент интернет-магазина. Как организовать документооборот в интернет-магазине при работе с агентом, как вести учет – об этом говорим в статье.

Агент интернет-магазина для приема наличных

Реализацию товаров интернет-магазином через агента можно представить в виде такого алгоритма:

1. Магазин получает заявку от покупателя через сайт или по телефону. Стоимость доставки включается в стоимость заказа.

2. Заказанный товар передается магазином (принципалом) агенту для доставки.

3. Агент доставляет товар покупателю и получает с него наличные (на всю сумму заказа), пробивает кассовый чек.

4. Агент переводит оплату от покупателя на расчетный счет магазина за вычетом своего вознаграждения (обычно берется в %). Услуги по доставке, как правило, оплачиваются отдельно по выставленному агентом счету.

С точки зрения гражданского законодательства агент от имени интернет-магазина (принципала) и за его счет заключает с покупателем договор розничной купли-продажи (ст.1005 ГК). Внешне это выглядит как доставка товара и получение оплаты. С точки зрения законодательства имеет место не доставка, а передача товара покупателю, поскольку, когда курьер приносит покупателю товар, то договор еще не заключен (ст.492,493).

Документооборот между принципалом и агентом

Нормативные документы не регламентируют формы, по которым товар передается агенту от принципала. Поэтому можно создать и согласовать как приложение к договору такие документы, которые будут вам удобны. Как правило, у агента, давно работающего на рынке, уже разработаны такие формы, и он их вам предложит использовать.

На практике документооборот зависит от того, в каком виде товары передаются агенту от принципала.

1. Агент получает от принципала готовую «посылку» под конкретную заявку покупателя, т.е. товар комплектует, упаковывает, маркирует принципал. В этом случае с товаром принципал передает агенту документ, который затем пойдет покупателю. Это может быть накладная или документ с другим названием – см. ниже, а также статью про. Передача скомплектованных заказов агенту может подтверждаться отдельным документов, например, актом.

2. Агент получает партию товара заранее и производит комплектацию и упаковку самостоятельно, при получении подтвержденной заявки от принципала. При передаче партии товара оформляется накладная (например, по форме ТОРГ-12) или акт приема-передачи. Документы для покупателя по каждой заявке формирует агент.

После оказания услуг или по окончанию установленного периода (например, неделя или месяц) агент составляет и направляет принципалу отчет агента по приему денежных средств и доставке клиенту, в котором прописываются подробности выполненных заказов. Пример отчета вы можете видеть на рисунке.

Документооборот между агентом и покупателем

Теперь поговорим о том, какие документы должен передать агент покупателю. При этом будем иметь в виду следующее:

1. Для заключения договора розничной купли-продажи достаточно передачи покупателю кассового чека (ст.493 ГК).

2. Агенту необходимо иметь подтверждение того, что товар действительно передан покупателю (а это значит, что только выбить чек недостаточно).

3. Покупателю согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением правительства от 27.09.2007г. №612 необходимо довести дополнительную информацию до покупателя (название, свойства, цена товара, условия покупки, правила пользования, возврат и др.). Это тоже нужно сделать в письменном виде.

Получается, что передать покупателю только один кассовый чек недостаточно. Тем более что в чеке будут фигурировать реквизиты агента, а не интернет-магазина. Поэтому нужно, чтобы покупатель понимал, что агент действовал от имени магазина, а в случае претензий обращался в магазин, а не к агенту.

При продаже через агента не получится использовать товарный чек, т.к. он не содержит подписи покупателя, и к тому же на руках у агента снова ничего не остается.

Поэтому принципалу и агенту следует согласовать форму специального документа. Назвать ее можно как угодно, пусть это будет накладная. В ней можно указать следующую информацию:

Описание заявки покупателя – что заказано: название товара, количество, цена, итоговая стоимость и др.;

Данные продавца: название, ИНН, контактная информация;

Действие агента по поручению магазина на основании договора (дата и номер);

Гарантийные обязательства, порядок предъявления претензий;

Информация о доставке: дата и подпись покупателя о получении товара.

Документ составляется в 2 экземплярах, один остается у покупателя, другой – у агента.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете интернет-магазина при реализации товаров покупателю через агента возникнут следующие проводки:

Дебет 76 – Кредит 41 – товары переданы агенту

Дебет 76 – Кредит 90-1 – признана выручка согласно отчету агента

Обратите внимание: выручку нужно признавать на те даты, когда покупатель оплатил товар агенту! Признается выручка (доходы от продаж) в полном объеме – по суммам, которые уплатил покупатель, без уменьшения на удержанное агентское вознаграждение.

Дебет 90-2 – Кредит 76 – списана себестоимость переданных и проданных товаров согласно отчету агента

Дебет 51 – Кредит 76 – поступила на расчетный счет выручка от агента за минусом агентского вознаграждения

Дебет 44 – Кредит 76 – начислено вознаграждение агента (на дату отчета агента)

Дебет 44 – Кредит 76 – выставлен счет агентом за услуги по доставке

Дебет 76 – Кредит 51 – оплачены услуги по доставке с расчетного счета

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению в интернет-магазине, пишите мне на странице . Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"*, который будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг. Комментирует и анализирует новшества И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения.

Платежные агенты

Многие жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы, а в ряде случаев и банкоматы для оплаты услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг. Причем если 3-4 года назад через терминалы мы оплачивали в основном услуги сотовых операторов, то за последние год-два перечень оплачиваемых услуг серьезно расширился. В зависимости от региона и используемой платежной системы через платежный терминал можно оплатить, например, кредит в банке, штрафы в ГИБДД, охрану помещений, питьевую воду, положить деньги в "электронный кошелек" и т. п. В ряде случаев прием денежных средств от населения в оплату услуг сторонних организаций может осуществляться и в несколько иной форме, например, в некоторых крупных универсамах можно оплатить услуги сотовой связи на кассе. Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники.

Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ). Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Деятельность платежных агентов по приему денежных средств можно рассматривать как "усеченный" вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).

Помимо данных двух законов принятие Федерального закона № 103-ФЗ повлекло за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. А изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, предусмотрена возможность внесения платы за жилое помещение и осуществление расчетов по коммунальным услугам через платежных агентов и банковских платежных агентов.

Данные изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее - Федеральный закон № 121-ФЗ) и вступают в силу с 01.01.2010 (за исключением изменений в части Федерального закона № 115-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом № 121-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 08.06.2009, в "Парламентской газете" - 09.06.2009).

Изучаем новые термины

В первую очередь хочется отметить, что рассматриваемым федеральным законом впервые введены в гражданско-правовой оборот понятия платежного агента, оператора по приему платежей и платежного субагента.

Разберемся, чем характеризуются данные понятия.

Платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Исходя из приведенного определения, можно говорить о том, что платежным агентом может являться любой субъект предпринимательской деятельности. Однако деятельность платежных агентов не распространяется на следующие виды расчетов*:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Федеральным законом № 103-ФЗ;
2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и занимающимися частной практикой и, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Примечание:
* Подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ.

Платежный агент может осуществлять свою деятельность либо в статусе оператора по приему платежей, либо в качестве платежного субагента.

Оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Осуществление деятельности оператора по приему платежей индивидуальными предпринимателями действующим законодательством не предусмотрено.

Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основным отличием между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором.

Стоит отметить, что в отношении деятельности платежных субагентов предусмотрено дополнительное ограничение, предусматривающее запрет на осуществление приема платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Помимо понятия платежный агент в гражданский оборот Федеральным законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин - банковский платежный агент . Статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", изложенной в новой редакции, предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц. Кроме того банковские платежные агенты могут быть привлечены "для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики" .

Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Специально для банковских платежных агентов внесены изменения в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусматривающие соблюдение данными лицами тайны об операциях по счетам и о счетах физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со статьей 13.1 данного закона.

Дополнительные обязанности возлагаются и на кредитную организацию, которая должна вести перечень банковских платежных агентов, с которыми у кредитной организации заключены договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, с указанием адресов всех мест приема платежей физических лиц по каждому банковскому платежному агенту.

Нетрудно предположить, что банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица - организаторы платежных систем, а их агенты, как организации, так и многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ даны определения поставщика и плательщика. Данные определения, по мнению автора, не требуют подробных комментариев, так как из смысла данного закона ясно, что поставщиком является субъект предпринимательской деятельности, реализующий товары (выполняющий работы, оказывающие услуги), а плательщиком - физическое лицо, исполняющее обязанность по оплате соответствующих товаров, работ, услуг. Заслуживает дополнительного внимания то обстоятельство, что к категории поставщиков отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Порядок осуществления деятельности по приему платежей физических лиц

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Особо важным представляется то обстоятельство, что обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту/банковскому платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Таким образом, от физического лица не требуется какого-либо дополнительного подтверждения поступления/зачисления средств на счет поставщика. Указанный порядок определен пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ и статьей 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей".

Для начала осуществления деятельности по приему платежей физических лиц обязательным является заключение соответствующего договора либо с поставщиком, либо с кредитной организацией. В договоре необходимо зафиксировать, в том числе:

  1. От чьего имени - своего или поставщика - осуществляется деятельность.
  2. Распространяется ли действие договора на весь ассортимент товаров (работ, услуг) или только на часть реализуемой продукции.
  3. Способ обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов.
  4. Возможность привлечения платежных субагентов.

Аналогичный порядок с учетом ограничений, определенных статьей 1009 ГК РФ "Субагентский договор", предусмотрен и в части заключения договоров между оператором по приему денежных средств и платежными субагентами. При этом платежный агент вправе действовать исходя из условий договора от своего имени, от имени оператора по приему платежей либо от имени поставщика.

Также в статье 11 Федерального закона № 103-ФЗ отмечено, что запрещена деятельность платежных агентов без заключения договора, соответствующего требованиям рассматриваемого закона, либо договора, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Дополнительно необходимо отметить, что для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, на который и будут зачисляться полученные от плательщиков средства.

При этом рассматриваемым законом не установлен конкретный срок передачи наличных средств, полученных от плательщиков, в кредитную организацию. Соответственно, такой срок необходимо будет установить в договоре между поставщиком и оператором или в договоре между оператором и платежным субагентом.

В отношении банковских платежных агентов следует обратить внимание, что перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых банковский платежный агент не вправе принимать платежи физически лиц, подлежит определению Правительством РФ, а не поставщиком.

Особенности формирования доходов платежных агентов

Доход организаций и индивидуальных предпринимателей - платежных агентов/банковских платежных агентов может формироваться как за счет плательщиков-физических лиц, так и за счет поставщиков/кредитной организации.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Такая практика применяется и в настоящее время, когда платежным агентом устанавливается некий размер вознаграждения за оказываемую им услугу, а физическому лицу остается либо согласиться с предлагаемой платой и воспользоваться услугой платежного агента, либо нет.

В случае если платежный агент взимает с плательщика вознаграждение, то денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Необходимо учитывать, что в получении средств больше всего заинтересован сам поставщик/кредитная организация, так как несвоевременное поступление средств даже в течение непродолжительного времени может повлечь негативные последствия. Таким образом, хочется надеяться, что именно поставщики в большинстве случаев будут выплачивать вознаграждения платежным агентам за осуществляемую в их интересах деятельность. Примечательно, что в законе ничего не сказано о возмездном или безвозмездном характере взаимоотношений между поставщиком и платежным агентом.

Применение контрольно-кассовой техники

Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что "платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов" .

Особое внимание в данном определении стоит обратить на необходимость использования ККТ с фискальной памятью, что, несомненно, потребует от платежных агентов дополнительных затрат на переоборудование платежного терминала, а также на обязанность по регистрации ККТ в составе платежного терминала и банкомата в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием места ее установки. В форме заявления о регистрации контрольно-кассовой техники указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую ККТ. Этот же адрес установки указывается в карточке регистрации ККТ. Данный порядок разъяснен в письме Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-409. Кроме того, в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящей в состав платежного терминала. При этом Минфин России в приведенном выше письме разъясняет, что уведомление составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием некоторых сведений, в том числе наименования организации, адреса, телефона, данных о руководителе и главном бухгалтере, модели ККТ, организации, осуществляющей техническую поддержку ККТ, а также старого и нового адресов установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ.

Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, определены статьей 5 Федерального закона № 103-ФЗ, а банковским платежным агентом - статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Помимо "привычных" реквизитов чека ККМ, предусмотренных Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, можно увидеть и дополнительные обязательные реквизиты, среди которых:

  • наименование оплаченного товара (работы, услуги);
  • адрес места приема денежных средств;
  • размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
  • наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
  • номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Кроме того, законом предусмотрен перечень обязательной информации, предоставление которой должен обеспечить платежный агент в каждом месте приема платежей.

Подобные требования предусмотрены и в отношении банковских платежных агентов.

При приеме денежных средств платежный агент вправе использовать платежные терминалы, а банковский платежный агент - платежные терминалы и банкоматы.

Стоит отметить, что ранее, несмотря на широкое распространение платежных терминалов и банкоматов, в законодательстве отсутствовали их определения. Данный пробел был устранен Федеральным законом № 103-ФЗ.

В Федеральном законе № 103-Ф3 дано следующее определение Платежного терминала - это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Требования, предъявляемые к платежным терминалам, определены статьей 6 Федерального закона № 103-ФЗ. В частности, предусмотрено, что платежные терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

  • представление плательщикам определенной информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ;
  • прием от плательщиков сведений о поставщике и приобретаемых товарах (работах, услугах);
  • прием денежных средств, вносимых плательщиками;
  • печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема денежных средств.

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Аналогично, в составе банкомата, используемого банковским платежным агентом, также должна быть контрольно-кассовая техника. Особо предусмотрено, что "применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами или банкоматами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица банковского платежного агента не допускается" .

Стоит напомнить, что статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, а также при осуществлении некоторых видов деятельности. Однако данный порядок не распространяется на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Кроме того, изменениями, внесенными в статьи 4-6 Федерального закона № 54-ФЗ, определены специальные требования к контрольно-кассовой технике в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами, а также обязанности лиц, их применяющих (за исключением кредитных организаций).

Соблюдение законодательства РФ о противодействии "отмыванию" доходов и финансированию терроризма

Напомним, что законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма состоит из Федерального закона № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Стоит отметить, что согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после постановки его на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время таким органом является Росфинмониторинг. Кроме того, оператором должны быть в установленном порядке согласованы правила внутреннего контроля, а также проводиться идентификация физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за деятельностью банковских платежных агентов возложен на кредитную организацию, с которой заключен договор. Несоблюдение банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для расторжения кредитной организацией соответствующего договора.

Дополнительно заслуживают внимания следующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ:

  1. Понижен с 30 000 до 15 000 рублей порог, при котором обязательно проведение идентификации клиента-физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя (статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом существовавшие ранее "послабления" в части необязательности проверки клиента исключены из закона. Так, например, в настоящее время идентификация не требуется по операциям, связанным с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ, связанным с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, связанным с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных и т. п. некоммерческих объединений, а также связанным с уплатой алиментов. Начиная с 5 декабря 2009 года, при осуществлении таких платежей у клиента - физического лица будут требовать паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Отдельной статьей определены права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Сняты ограничения в отношении контроля за осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении иностранных публичных должностных лиц (статья 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
  3. Выделены в отдельную статью обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных лиц (статья 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ).

Меры ответственности

В завершение необходимо напомнить, что статья 14.5 КоАП РФ дополнена новым положением, предусматривающим ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.

Размеры административных штрафов такие же, как и в случае неприменения ККТ или отсутствия установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ:

  • на граждан - от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Таким образом, с 2010 года вступят в действие обновленные правила осуществления деятельности платежных агентов. Насколько изменится порядок приема денежных средств от населения, а также размер вознаграждения платежных агентов, покажет время.

Таким образом, рассмотренные федеральные законы определяют "законодательные рамки" осуществления деятельности платежных агентов. Можно предположить, что физические лица не почувствуют существенных изменений, оплачивая коммунальные платежи или услуги сотовой связи, в то же время для платежных агентов наступает "жаркий период". Ведь им следует провести тщательную "ревизию" осуществляемой ими деятельности и в случае выявления несоответствия новому закону внести требуемые изменения в договорные отношения, переоборудовать используемые терминалы и банкоматы, а также в необходимых случаях встать на учет в Росфинмониторинге, разработать и согласовать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников - платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых - наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.

Сборщики платежей

С принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" было положено начало деятельности финансовых посредников, которые на основании поручения, данного им поставщиками товаров, работ и услуг, в соответствии с заключенным между ними договором стали оказывать услуги, связанные со сбором платежей от физических лиц (клиентов поставщика) и с перечислением их за вычетом своего вознаграждения.
В сферу деятельности платежных агентов и привлекаемых ими платежных субагентов входит размещение в торговых центрах, магазинах и иных местах массового скопления людей платежных терминалов, при помощи которых можно отправить платежи за телефон и Интернет, уплачивать пошлины и штрафы, вносить коммунальные и иные необходимые платежи. Помимо поставщика услуг платежные агенты также взимают вознаграждение непосредственно с плательщиков при переводе денежных средств.
Размер такого вознаграждения платежный агент обязан доводить до сведения потребителей, размещая его непосредственно на платежных терминалах или в установленных в них программных комплексах, а также в иных доступных местах, обеспечивая тем самым сообщение потребителю информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размер вознаграждения платежного агента, взимаемого с потребителей, при этом не может быть предметом договора между платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку их соглашение регулирует отношения только между ними и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для потребителей, которые в нем не участвуют (Постановление ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13).
Также платежных агентов задействуют управляющие многоквартирными домами компании для выполнения операций, связанных с выставлением платежных документов жителям жилых домов, со сбором с них платежей за обслуживание дома и с перечислением их в пользу управляющей компании.
В качестве платежных агентов могут выступать также ресурсоснабжающие организации, которые привлекает управляющая компания для оказания тех или иных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, поскольку запрета на совмещение таких функций (поставка коммунального ресурса и оказание услуг по приему денег от жителей дома) Закон N 103-ФЗ не содержит (Постановление ФАС ДО от 07.02.2014 N Ф03-6576/2013). Помимо этого, услуги платежных агентов используются и в других сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом поступающих платежей требуется финансовый посредник.
Расходную часть бюджета платежных агентов формируют затраты по обслуживанию платежных терминалов, плата за их размещение, вносимая собственнику торгового центра или иного объекта, где он монтирован, расходы по обслуживанию специального банковского счета, который обязаны использовать все платежные агенты в своей деятельности, и иные необходимые затраты.
Закон N 103-ФЗ не обязывает поставщиков услуг заключать в обязательном порядке договоры с платежными агентами, поскольку они вправе по своему усмотрению принимать плату от своих клиентов любыми удобными способами, реализуя тем самым свободу выбора способа оплаты своих услуг (ст. 421 ГК РФ). Соответственно, в тех случаях, когда договор с платежным агентом на прием платежей от своих клиентов поставщик не заключал, он не обязан открывать в кредитной организации специальный банковский счет для зачисления на него денежных средств. Он вправе принимать оплату на свой обычный расчетный счет, через кассу или любым иным доступным для него способом (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу N 33-9995/2014).
Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора, в котором стороны оговаривают предмет поручения - обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу, размер вознаграждения платежного агента, срок и порядок его выплаты, срок действия договора, ответственность за нарушение обязательств и иные условия по усмотрению сторон.
Поставщик услуг должен при этом иметь в виду, что в зависимости от того, каким будет условие о сроке действия агентского договора, будет ясно, сможет ли он от него отказаться. Статья 1010 ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия.
В связи с этим, если агентский договор предусматривает конкретный срок его действия, поставщик услуг не сможет в одностороннем порядке отказаться от него в любой момент, и платежный агент будет вправе собирать деньги с его клиентов и удерживать свое вознаграждение (Постановление АС ЦО от 07.11.2014 по делу N А68-8428/2013).

Требования к платежным агентам

Используемые платежными агентами платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, которую необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учет платежного агента. Она должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени, обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также представлять информацию для печати, иметь паспорт установленного образца и соответствовать иным требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт".
При этом выдаваемые платежным терминалом чеки должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, в частности наименование документа "кассовый чек", наименование оплаченного товара, общую сумму принятых денег, размер вознаграждения платежного агента, дату и время приема денег, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники, адрес места приема денег и др. В противном случае платежный агент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления ВС РФ от 20.01.2015 по делу N 303-АД14-4174, ФАС ЗСО от 04.04.2011 по делу N А03-11941/2010).
При обращении к услугам платежного агента гарантией защиты прав поставщика является использование специальных банковских счетов (счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика"), которые имеют особый правовой режим (ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 4.44 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 N 385-П, п. п. 2.8, 4.14 и 11.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
По специальному банковскому счету платежного агента могут выполняться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
По специальному банковскому счету поставщика услуг могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление по специальным банковским счетам платежного агента и поставщика услуг каких-либо иных операций не допускается.
Поскольку аккумулируемые на специальном банковском счете платежного агента денежные средства подлежат перечислению в пользу поставщика услуг, они не являются собственностью самого платежного агента, и на них поэтому не может быть обращено взыскание по его обязательствам. До распределения денежных сумм на специальном счете и их перечисления в пользу поставщиков услуг на денежный остаток не может быть обращено взыскание по обязательствам самого платежного агента, даже несмотря на то что в составе общей денежной суммы имеется причитающееся ему с поставщиков услуг вознаграждение.
В связи с этим обращение взыскания на денежные средства платежного агента, находящиеся на специальном банковском счете, возможно только в том случае, если можно определить, в каком точно размере они принадлежат платежному агенту как должнику (Постановление ФАС ДО от 07.07.2014 N Ф03-2464/2014).
Если банк в нарушение данного требования все-таки списал со специального счета платежного агента находящиеся на нем денежные средства, то они могут быть с него взысканы как убытки по правилам, предусмотренным в ст. ст. 15 и 393 ГК РФ, поскольку допущенное им нарушение затрагивает интересы потребителей, с которых взимаются платежи для их последующего перечисления в пользу поставщика услуг, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление денег ресурсоснабжающим организациям, отсутствие у последних достаточных денежных средств для проведения капитального ремонта, ликвидации аварий, катастроф и т.п.
Защита интересов взыскателя, который имеет подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением требования к платежному агенту как к должнику, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов добросовестных потребителей (Постановление АС УО от 22.12.2014 N Ф09-8256/14).
Помимо использования спецсчета платежные агенты также должны встать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28.

Когда статус платежного агента не требуется

Поскольку деятельность платежных агентов напрямую сопряжена с приемом денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, на специальный банковский счет и иным способом, требования Закона N 103-ФЗ в силу его ст. 1 не распространяются на деятельность по проведению расчетов:
- осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ;
- между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой, и не ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
- в пользу иностранных юридических лиц;
- осуществляемых в безналичном порядке;
- осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Если все из перечисленных случаев не вызывают никаких затруднений при их применении на практике, то достаточно спорной является такая ситуация, как осуществление расчетов между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов.
Если денежные средства собираются по цепочке и попадают к поставщику через посредников от конечного потребителя, который в оплату товаров, работ или услуг вносит наличные денежные средства, возникает вопрос: является ли задействованный в цепочке предприниматель, собирающий платежи, платежным агентом?
Уполномоченные государственные органы на этот счет отмечают, что статус платежного агента предприниматель получает только в случае осуществления им деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@), притом что такая деятельность для него является исключительной, и помимо нее он никаких хозяйственных операций не осуществляет (письмо Росфинмониторинга от 20.10.2010 N 07-02-34/3744).
Данная позиция также подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой, где отмечается, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - прием платежей. Деятельность платежного агента состоит исключительно в приеме денег, и никаких иных самостоятельных услуг он не оказывает (Постановление ВС РФ от 29.05.2015 N 306-АД14-76). Выступая в качестве платежного агента, он не принимает никакого участия в оказании каких-либо услуг (Постановление ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005).
Если предприниматель не собирает платежей с конечных потребителей, а самостоятельно реализует услуги за плату (продажа авиабилетов, билетов на театральные и иные культурно-развлекательные мероприятия), то считается, что он не принимает платежи в пользу поставщика, а осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг (Постановления Седьмого ААС от 17.02.2014 по делу N А02-1823/2013, 13 ААС от 16.10.2013 по делу N А56-26450/2013), тем более если наряду с ней он осуществляет иные виды хозяйственных операций, например продажу автовокзалом билетов на рейсы и предоставление комплекса услуг, составляющих инфраструктуру автовокзала (Постановление 3 ААС от 10.12.2012 по делу N А33-12927/2012).