Схема унч для наушников, на основе малошумящих операционных усилителей. Качественный усилитель для наушников Схема усилителя для наушников на слаботочных оу


Как говорится - все гениальное просто. Данный усилитель состоит из минимума деталей, обеспечивая сигналу прохождение через минимум элементов, и тем самым оберегая его от искажений, которые эти элементы могут внести.

Усилитель имеет мощность 500мВт. Расчетный уровень искажений, при применении микросхемы на подобии OPA2134 - 0.001%. Сопротивление нагрузки 32-300 Ом.

На R1 и R2 собран регулятор громкости, точнее это один сдвоенный резистор. По входу стоит бутерброд из конденсаторов 4.7 и 0.47мкФ, позволяющий добиться максимальной линейности. На IC1.1 и IC1.2 собраны инвертирующие усилители с коэффициентом усиления равным 4. Далее Следуют повторители на транзисторах. ООС образуют R6 и R5. R11 и R12 ограничивают ток поступающий с ОУ на базы повторителей, от этого ОУ проще живется, и искажений чуть меньше. R7, R8, R9, R10 ограничивают ток транзисторов повторителя и защищают их от сквозных токов. Схема питается от двухполярного напряжения и имеет встроенные цепочки фильтрации на микросхемах-стабилизаторах 7812 и 7912. На выходе стоят конденсаторы предотвращающие попадание постоянного напряжения на выход.

В качестве IC1 можно использовать LM358 как самый доступный вариант, но для качественного звука советую поставить аналог подороже.

Печатная плата включает все элементы, кроме разъемов. Ее размеры составляют всего 50х50мм. Такой размер был выбран с целью в дальнейшем заказать платы у китайцев, уложившись в самый дешевый лот размером 5х5см. Вообще первоначально данный проект планировалось использовать как коммерческую разработку, но я все-же решил выложить его в открытый доступ.

Первая плата изготовлена методом плоттерной аппликации:

Пала небольшая, поэтому крепление осуществляется посредством штатной гайки переменного резистора. В сборе устройство выглядит так:

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
IC1 Операционный усилитель

OPA2134

1 LM358 В блокнот
Линейный регулятор

LM79L12

1 В блокнот
Линейный регулятор

LM78L12

1 В блокнот
VT1, VT3 Биполярный транзистор

BC547

2 В блокнот
VT2, VT4 Биполярный транзистор

BC557

2 В блокнот
R1, R2 Переменный резистор 50 кОм 2 В блокнот
R3, R4 Резистор

47 кОм

2 В блокнот
R5, R6 Резистор

200 кОм

2 В блокнот
R7-R12 Резистор

10 Ом

6 В блокнот
1000 мкФ 4 В блокнот
Электролитический конденсатор 100 мкФ 2 В блокнот
Электролитический конденсатор 10 мкФ 2

Усилитель без усиления, странно звучит не правда? Но тем не менее, про него пойдет речь.

Начну с не большой пред истории, купив новые наушники, стал замечать, что не хватает громкости, но не так, что бы сильно. Чисто в записях, на который низкий уровень громкости, хочешь добавить еще чуть - чуть, а уже предел. Да и субъективно, казалось, что звуковая карта стала звучать с ними, как то «сжато», низкие частоты оставляли желать лучшего. Думаю, с таким многие сталкивались.

Забегая вперед, могу сказать, что сам пришел к выводу, что усилитель для наушников, нужен. И даже не столько, как усилитель звука, он больше нужен для раскрытия потенциала наушников. В ходе сборки данного усилителя заметил, что наушники стали играть лучше, чем просто от входа звуковой карты. Возможно, сказывается, то что происходит некая «согласованность» относительно низкого сопротивления наушников, и выхода звуковой карты.

Сам усилитель, для наушников будет построен всего на одном ОУ (операционном усилителе), в данном случае на OPA2134 от burr brown. Так как напряжение источника сигнала особо усиливать не надо, то ОУ включается повторителем напряжения. Коэффициент усиления повторителя равен единице, или, сказать по - другому, никакого усиления и нет. Тогда зачем нужна такая схема? Здесь вполне уместно вспомнить, что существует транзисторная схема - эмиттерный повторитель, основное назначение которого согласование каскадов с различными входными сопротивлениями. Подобные каскады (повторители) называют еще буферными. Теперь становится понятно название «Усилитель без усиления».

Одним словом, в ходе выбора схемы решил сделать именно буфер, и да знаю, в единичном усилении включать ОУ, не сильно хорошо, но OPA2134 с этим справляется, так же как и NE5532, и TL072. Да и выходной ток для «раскачки» наушников достаточен. Там ведь особо много не надо? Ну 20мА, максимум 40мА, я не беру во внимание, особо чувствительные наушники.

Ниже схема самого буфера:

На схеме видно сам ОУ и буквально, не большую кучку деталей его обвязки. По входу стоит переменный резистор на 50Ком, далее за ним стоит по пленочному конденсатору С4 и С5 по 1.5 мкФ, можно поставить и более скажем 2.2 мкФ, что даже лучше. Резисторы R7, R8 и конденсаторы С2, С1 нужны, как своего рода фильтр, служащий защитой от проникновения радиочастот, да и шума с компьютера, может и не значительно, но пускай будет. Резисторы R5, R6 защита входа ОУ, лучше поставить, я их поставил по 100 Ом, но можно вплоть до 1 КОма. Резисторы R4, R3 защита выхода ОУ, можно ставить от 10-30 Ом, можно и больше, но зачем? Резисторы R1, R2, точнее их сопротивление не влияет на «единичность» усиления, лично я поставил 30 КОм, но можно и 47Ком поставить работать будет. Хотя ОУ и не самый скоростной 20 В/мкс, но тем не менее, питание на плате обвешал полностью. По 100 нФ и 1000 мкФ, от ножек минуса и плюса питания на землю, а также максимально близко к ОУ, между плюсом и минусом еще один конденсатор, на 100 нФ. Вот и все детали, буквально чуть - чуть.

В собранном виде выглядит эта платка буфера так:

Нужно еще обязательно подпаять проводок от массы на корпус резистора, что бы не было гула при касании к нему, я это сделал так:

Осталось сделать питание, особо с питанием возится не захотел, сделал его по стандартной схеме на LM7812 / LM7912. Единственное что подобрал стабилизаторы, что бы в плечах было более - менее похожие напряжения. Собственно схема:

Ни чего особенного, только добавил пару деталей, в виде варистора и помехоподавляющего конденсатора, параллельно входу трансформатора. В выпрямителе, применил диоды SF26, можно было и HER107. Да понимаю, вроде бы, а зачем? Можно ведь поставить что-то по проще, но на них цена, не сильно то и большая, да и нужно их не много. А на звук вроде влияет, так что поставил. Еще применил 2 предохранителя PTC 250 мА, чисто были. Решил для подстраховки поставить, можно не ставить.

Плата питания выглядит так, вышла довольно миниатюрной:

В результате этот буфер для наушников выглядит так:

Теперь собственно результат проделанной работы, фона нет в принципе, не слышно, чему был очень рад, после сборки:) Звук стал лучше, реально ощутил это, не то что бы он, как то красиво окрасился, чисто субъективно в нем добавилось низких и средних частот, да и сжатость прошла. Громкости мне сейчас хватает, как это не парадоксально от усилителя без усиления. Одним словом работой буфера доволен, при такой простой схеме его просто нужно попробовать собрать:) Тем более работает сразу, и настроек не каких производить не нужно. Советую тем, кто хочет услышать по новому свои наушники, но не хочет пока собирать, что-то сложное. Лично сейчас думаю как бы сделать к нему корпус.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Схема усилителя.
IC1 Операционный усилитель

OPA2134

1 В блокнот
С1, С2 Конденсатор 2200 пФ 2 В блокнот
С4, С5 Конденсатор 1.5 мкФ 2 В блокнот
С6, С7 1000 мкФ 2 В блокнот
С8-С10 Конденсатор 0.1 мкФ 3 В блокнот
R1, R2, R7, R8 Резистор

30 кОм

4 В блокнот
R3, R4 Резистор

20 Ом

2 В блокнот
R5, R6 Резистор

100 Ом

2 В блокнот
R9, R10 Переменный резистор 50 кОм 2 В блокнот
R, L Входной разьем 2 В блокнот
Разьем для наушников 1 В блокнот
Схема блока питания.
VR1 Линейный регулятор

LM7812

1 В блокнот
VR2 Линейный регулятор

LM7912

1 В блокнот
Выпрямительный диод

SF26

6 В блокнот
HL1, HL2 Светодиод 2 В блокнот
С11 Конденсатор 0.047 мкФ 1 В блокнот
С12, С13 Электролитический конденсатор 1000 мкФ 2 В блокнот
С14-С17 Конденсатор 0.1 мкФ 4

Наверно многие из вас сталкивались с такой проблемой, когда подключив свои наушники к MP3 плееру или телефону, громкость была недостаточной, иными словами мощности плеера или телефона не хватало для того чтобы обеспечить громкий, чистый звук. И как же быть в этом случае?

Для этого можно собрать усилитель для наушников своими руками. Его схема довольна проста и любой радиолюбитель, неважно, начинающий или опытный сможет сделать его, проявив аккуратность и внимательность.

При создании этого усилителя мне хотелось сделать его необычным, хотелось уйти в сторону от классического пластикового корпуса. Вспомнив что любители моддинга компьютеров часто делают прозрачные корпуса для своих ПК я тоже решил сделать корпус своего усилителя прозрачным. А в качестве изюминки - отказаться от печатной платы и сделать все навесным монтажом.

Разработка схемы велась в программе Eagle . Это классический усилитель на сдвоенном операционнике OPA2107 .

Ниже приведена схема усилителя для наушников своими руками:

Список необходимых деталей для блока питания усилителя:

  • Разъем питания;
  • Светодиод 5 мм (любого цвета);
  • R1LED - резистор номиналом от 1К до 10К (1 Вт);
  • CP1, CP2 - электролиты 470 мкФ (на напряжение 35 или 50 Вольт);
  • RP1, RP2 - 4,7К (1 Вт);

Список деталей для усилителя:

  • IC1 - сдвоенный операционный усилитель OPA2107;
    (примечание - на принципиальной схеме операционный усилитель обозначен как OPA2132, дело в том что вначале я планировал использовать его);
  • C1L, C1R - 0.68 мкФ 63 В (для входного аудио сигнала);
  • C2, C3 - 0,1 мкФ (пленочные, для стабилизации операционного усилителя);
  • R2L, R2R - 100К (0,5 Вт);
  • R3L, R3R - 1К (0,5 Вт);
  • R4L, R4R - 10К (0,5 Вт);
  • R5L, R5R - перемычка (не обязательно);
  • Стерео джек - 2 шт;

Так как я решил сделать все навесным монтажом, то я приступил к изготовлению каркаса. Здесь вам понадобятся аккуратность и внимательность, т.к. корпус будет прозрачным и любые недочеты сразу же будут видны.

Для шины питания я использовал одножильный медный провод, 1 мм толщиной, взятый из обрезков кабеля которые использовались для домашней электропроводки.

В качестве блока питания отлично подойдет любой трансформаторный блок питания с напряжением 12 Вольт и выходным током от 300 мА. Желательно использовать трансформаторный БП, так как использование импульсных может привести к наводкам (будет слышен постоянный гул в наушниках).

Для разъема питания я использовал вот такой разъем: (центральный контакт это плюс питания).

Для того чтобы формировать одинаковые выводы резисторов и проводов я использовал обычную отвертку. Вы можете использовать разные диаметры для больших или меньших радиусов.



Немного ниже вы можете увидеть разводку блока питания. На входе у блока питания 12 Вольт, которые затем с помощью делителя напряжения (резисторов RP1 и RP2, по 4.7 кОм) превращаются в +6 Вольт и −6 Вольт. Дело в том, что для операционного усилителя необходимо двухполярное питание. Провод в центре - это так называемая «виртуальная земля», которая ни в коем случае не должна соединятся с настоящей землей (на разъеме питания).


Два больших конденсатора на 470 мкФ 50 Вольт в паре с конденсаторами по 0,1 мкФ необходимы для того, чтобы уменьшить наводки на ОУ и повысить стабильность его работы. Для этого нужно постараться расположить их как можно ближе к выводам ОУ.

Вот еще несколько фотографий с разных ракурсов, на которых видно как я выполнил монтаж.










После того, как вы закончили пайку можно приступить к проверке усилителя. Небольшой совет, для проверки не нужно использовать свои самые классные наушники, достаточно каких-то простых. Дело в том, что если Вы где-то запутались и припаяли детали не по схеме, то вполне возможен такой вариант при котором вы испортите свои наушники. Но надеюсь что при проверке у вас все будет хорошо.

Так как усилитель в дальнейшем будет заливаться эпоксидной смолой, то я решил немного приподнять его, чтобы при заливке он оказался точно по центру корпуса. Для этого я припаял небольшие выводы снизу.

Я подумал что было бы неплохо еще чуть-чуть облагородить дизайн усилителя и поэтому решил распечатать наклейки на аудио разъемы. Я подготовил их в Adobe Photoshop , затем распечатал на тонкой фотобумаге и приклеил к разъемам на двусторонний скотч.


В течении некоторого времени я размышлял над дизайном корпуса и материалом из которого будет сделана форма для заливки. Я остановил свой выбор на 1,5 мм пластике, он отлично режется обычным канцелярским ножом, оставляя при этом очень ровный край.

Затем я разработал форму для заливки, используя все тот-же Eagle . Вырезав все части я приступил к сборке. Для того чтобы облегчить эту процедуру я сначала прихватил все углы с помощью суперклея, затем 2 раза проклеил каждый шов, что обеспечило полную герметичность.



Самый простой способ узнать объем эпоксидной смолы для заливки это залить форму водой, а затем вылить содержимое в чашку и узнать получившийся объем и вес. Конечно, можно измерить объем с помощью линейки - но способ с водой показался мне проще.

Для заливки я использовал прозрачную эпоксидную смолу. Конкретно для этой смолы соотношение отвердителя и смолы должно быть 1: 50. Было довольно сложно отмерить такое малое количество отвердителя, для этого пригодились ювелирные весы. А вообще же, для разных марок эпоксидных смол соотношение отвердителя и смолы различается, смотрите инструкцию.



Смешанную смолу необходимо медленно вливать по стенке формы, для того чтобы избежать появления пузырьков. На картинке ниже видно что при заливке смолы я налил немного больше чем требуется, смола при этом не выливается благодаря поверхностному натяжению. Это нужно потому что эпоксидная смола при затвердевании немного уменьшается в размерах.


При затвердевании эпоксидной смолы происходит обильное выделение тепла (в моем случае температура была 62 градуса). Затем форма накрывается, для того чтобы предотвратить попадание пыли и мусора на поверхность.


Я оставил затвердевать эпоксидную смолу на сутки. По прошествии этого времени она высохла и я приступил к снятию формы. Для этого я использовал ленточную шлифмашину.



Затем с помощью фрезера я сточил фаски и все острые углы.


Для полировки корпуса я сначала использовал наждачную бумагу с зернистостью 600, а окончательную полировку проводил «на мокрую» 1200-й мелкозернистой наждачкой.


Ну и напоследок вот еще несколько фотографий готового усилителя для наушников своими руками:



Теперь вы знаете, как сделать усилитель для наушников своими руками.

По результатам опроса победили ушники, собранные на «полупроводниках». Поэтому именно с них мы и начнем линейку конструкторов.

Я хотел бы начать с нескольких самых простых схемок. На роль конструктора они не годятся, но их рассмотрение возможно подведет нас к схеме, которую, на наш взгляд, имеет смысл положить в основу конструктора.


Итак, начнем.

В предыдущей статье мы уже говорили, что усилитель для наушников в первую очередь должен решать две основные задачи.

Во-первых, он должен разгружать выход источника сигнала. Работа аудиовыхода на низкоомную нагрузку приводит к резкому росту искажений (из-за высокой токовой нагрузки) и ухудшению АЧХ (завал на НЧ и иногда ВЧ). Использование буферного усилителя тока, предотвращает эти явления.

Во-вторых, для обеспечения нормальной громкости на высокоомных наушниках (и запаса по громкости на низкоомных), ушник должен иметь некоторое усиление по напряжению.

При использовании низкоомных наушников дополнительное усиление не всегда нужно. В таких случаях усилитель используется как токовый буфер. Иногда в этом качестве можно использовать самые простые схемы. Например такие как на рисунке. Это обычные повторители. Они могут быть собраны как на биполярных, так и на полевых транзисторах.


Самая примитивная схема слева. Простота - ее главное достоинство (возможно и единственное). Высокая нелинейность, высокое выходное сопротивление, очень низкая эффективность (даже по меркам схем в классе А) и пр. делают ее не очень интересной с практической точки зрения.

Имеет смысл немного ее усложнить. Заменим эмиттерный резистор на источник тока (схема справа). Такая схема уже вполне имеет право на жизнь. В ней можно достичь низкого выходного сопротивления, увеличить способность усилителя отдавать ток в нагрузку, значительно повысить линейность и т.д.

Стоит сказать несколько слов о нелинейности схемы с источником тока. В целом линейность не очень высока и зависит от тока покоя, сопротивления наушников и типа применяемого транзистора. Общий уровень гармоник может достигать десятых долей процента. Но спектр искажений благоприятный, короткий, с преобладанием второй гармоники. Например: при токе покоя 200мА (наушники 32 Ома), можно ожидать уровень второй гармоники порядка 0,1%, уровень третьей – 0,01% и нефиксируемость гармоник более высоких порядков. Звучать такой усилитель должен чисто.

При работе на высокоомные наушники (а часто и низкоомные) возникает необходимость усиления сигнала. Обеспечение запаса по громкости очень благоприятно сказывается на качестве воспроизведения. Рассмотрим простейшую схему. (см. рисунок)

Такие схемы иногда используют даже для работы с полноценной акустикой. Решение на любителя. Достоинствами схемы являются простота, и благоприятный спектр искажений (вторая гармоника). Окрашивание звука достаточно сильное, и его характер зависит от выбранного транзистора, тока покоя и сопротивления нагрузки. Любителям чистого, точного звука скорее всего не подойдет.

Высокий уровень гармоник является следствием неудовлетворительной работы каскада на низкоомную нагрузку. Если между выходом усилителя и наушниками поставить дополнительный буфер (например такой как рассмотрен в начале), то получим новую схему.

Линейность усилителя напряжения значительно возрастет, а звуковые характеристики всей схемы будут определяться, в основном, выходным буферным каскадом.

В большинстве случаев этой простой схемы хватит для согласования наушников с звуковой картой ноутбука. При этом качество воспроизведения вырастет.

Теперь поговорим о дальнейших путях улучшения характеристик усилителя.

Решать эту задачу можно «в лоб». Например, увеличением тока покоя или подбором более линейного транзистора. Заплатить за это придется соответственно усложнением и удорожанием. Также увеличатся и размеры. Таким методом можно значительно повысить характеристики, но есть и другие, менее прямолинейные способы улучшения.

Более распространенный способ повышения объективных параметров – значительное усложнение схемы, введение общей ОС. Схема остается компактной и экономичной, но сложной в повторении, сборке и наладке. При этом цена ее так же вырастет.

Поэтому, на наш взгляд, для конструктора не подходит ни один из этих вариантов. Им не хватает универсальности.

Более универсальным решением может стать схема с использованием ОУ с дополнительным буфером на выходе. Примерный вариант на рисунке.

Его главное свойство – очень чистое звучание. А именно таким, по нашему мнению, и должен быть транзисторный усилитель. А для приукрашенного звука лучше использовать гибридные усилители.

Сама схема оставляет некоторую свободу в настройке звука. Это и замена ОУ (менее шумящие, более/менее скоростные и т.д.). При желании, замена выходных транзисторов, выбор режима их работы (что сказывается на вносимых окрасках в звук).

Изменением запайки можно охватить ОС весь усилитель или только ОУ. Каждый из вариантов по-своему интересен. При охвате всего усилителя ОС достигается очень высокая линейность, суммарный коэффициент гармоник будет составлять тысячные доли процента. Исключение выходного буфера из петли ОС приведет к росту второй гармоники («благозвучные» искажения). Кроме этого, произойдут и некоторые другие изменения влияющие на звук. Вполне возможно, что кому то такой звук покажется интереснее. Ток покоя выходного каскада можно будет подбирать под требование используемых наушников (по умолчанию я бы выставил его равным 200мА).

Среди прочих достоинств такой схемы я бы отметил способность работать в широком диапазоне питающих напряжений (без каких либо настроек и изменений), простоту сборки и настройки.

Кому-то может оказаться полезным и то, что устройство без особых усилий можно превратить в высококачественный усилитель мощности (в классе А) работающий на акустику. Но это как говорится уже другая история (если кому-то это будет интересно, расскажу об этом отдельно).

Качество звука у такого ушника проверено и оно высокое. Похожая схема используется в усилителе внешний вид которого приводился на фотографиях сопровождавших все наши записи о конструкторе.

Как говорится, у меня все. Хотел бы узнать, что вы думаете обо всем этом?

С уважением, Константин М

Все статьи посвященные проекту "Гамма" можно найти через навигатор

Заказать конструктор усилителя "Гамма" можно у нас на сайте: АЛ "Философия Звука"


Сообщество для обсуждения конструкторов - "Электронные конструкторы" . Присоединяйтесь.

При построении нового усилителя для наушников у меня была цель построить компактную и простую в настройке схему с отличным звуком на распространенных комплектующих.

В качестве УН решено было использовать операционный усилитель, который и обеспечивает усиление по напряжению в 2-3 раза. В качестве выходного буфера к ОУ я применил модификацию повторителя Тейлора-Уайта. Выбранное решение позволяет снизить ток покоя в 2-3 раза по сравнению с «честным классом А», что положительным образом сказывается на тепловыделении усилителя.

Схема усилителя AH-P2


Коэффициент усиления усилителя задается отношением R13 / R8. При использовании высокоомных наушников R13 можно увеличить до 47кОм. В качестве ОУ можно использовать AD744 и NE5534, используя 5 вывод. Печатная плата позволяет использовать и другие ОУ, мной были опробованы: ADA4627, LME49990, OPA627, OPA827, OP42, AD845, К544УД2, но уже со стандартным выходом (6 вывод). Субъективно наиболее интересные по звуку для меня оказались AD744 и наша К544УД2А. Поэтому в усилителе предусмотрена цепочка подстройки 0, для К544УД2. У нее разброс параметров очень большой, для импортных ОУ подстройка 0, как показала практика, особо не нужна. Для работы К544УД2 с низким КУ потрбуется также включить цепочку частототной коррекции, замкнув выводы 1 и 8, можно также ее ослабить и вместо перемычки установить конденсатор емкостью ~15-22пФ, при этом контролировать стабильность работы ОУ.

Питание усилителя


Оба канала усилителя питаются от общего стабилизированного источника питания с выходным напряжением ±8.2в, стабилизаторы для положительного и отрицательного напряжения выполнены по классической схеме ИОН-ФШ-ОУ, что позволяет получить предсказуемо отличный результат без лишних затрат.


Настройка усилителя предельно проста. Для работы на нагрузку 250 Ом и выше рекомендуется выставить ток покоя ~ 25мА. При работе на нагрузку 64 Ома для минимизации искажений ток покоя придется увеличить до 40-45мА, при этом выходные транзисторы усилителя и стабилизатора придется оснастить радиатором. При работе на нагрузку 32Ома ток покоя рекомендуется выставить ~50-55мА.

Печатная плата

Усилитель собран на двусторонней печатной плате размером 50х100мм. Плата подготовлена для заказа на производстве. Плата предусматривает установку транзисторов как в to126 исполнении (например BD139) так и в SMD исполнении SOT-223 (например BCP56). Аналогично в стабилизаторе питания могут быть установлены BD139/BD140 или BCP56/BCP53.

3D-вид печатной платы усилителя для наушников AH-P2 с компонентами:

Результаты измерений усилителя в RMAA


Как можно видеть искажения усилителя крайне низкие. При токе покоя 60мА гармонические искажения усилителя при работе на резистивную нагрузку 64 Ома, составили всего 0.0002% (4В RMS). Что практически идентично искажениям самого измерительного стенда, твикнутой ASUS Xonar ST.

Фотографии готовой конструкции

Ниже привожу фотографии готовой конструкции. На первом фото первая версия усилителя AH-P2 (плата v1.0 предусматривала установку ОУ только в soic8 исполнении) в связке с мультиформатным ЦАП на базе ak4490 (красная плата). На втором версия 1.2 усилителя с К544УД2А. Реальные замеры искажений усилителя с К544УД2А находятся в диапазона 0,0006%-0,0002% в зависимости от экземпляра ОУ.