Условные операторы в си. Условные операторы Какие значения может иметь выражение условного оператора


Оператор является неделимым элементом программы, который дает возможность выполнять определенные алгоритмические действия. Отличием оператора, по отношению к другим элементам, является то, что под ним всегда подразумевается какое-то действие. В языке Паскаль операторы состоят из служебных слов. Операторы, используемые в программе, отделяются между собой и от других элементов программы символом (;). Все операторы языка Паскаль можно условно разбить на две группы :

  1. простые;
  2. структурированные.

Простые операторы - это операторы, не содержащие в себе других операторов. К ним относятся:

  • оператор присвоения (:=);
  • оператор процедуры;
  • оператор безусловного перехода (GOTO).

Структурированные операторы - это операторы, которые содержат в себе другие операторы. К ним относятся:

  • составной оператор;
  • операторы условий (IF, CASE);
  • операторы цикла (FOR, WHILE, REPEAT);
  • оператор присоединения (WITH).

Простые операторы

Оператор процедуры

Оператор процедуры служит для вызова процедуры.

Формат: [имя_процедуры] (список параметров вызова);

Оператор процедуры состоит из идентификатора процедуры, непосредственно за которым в скобках расположен список параметров вызова. В Паскале имеются процедуры без параметров. В этом случае, при вызове, список параметров отсутствует. Выполнение оператора процедуры приводит к активизации действий описанных в ее теле. В языке Паскаль имеется два вида процедур:

  • Стандартные, которые описаны в самом языке и являются принадлежностью языка;
  • Процедуры пользователя, которые создает пользователь.

Для вызова стандартных процедур необходимо подключение в разделе USES имени модуля (библиотеки), где описана данная процедура. Ряд процедур, находящихся в модуле SYSTEM всегда подключается к программе автоматически и их подключение в разделе USES не нужно. Стандартные процедуры языка Паскаль - READ, WRITE, REWRITE, CLOSE, RESET.

READ ([файловая_переменная], [список_ввода])

READ (x,y)

Процедуры пользователя (нестандартные) должны быть созданы перед их использованием в программе и находятся либо в разделе описания самой программы, либо в отдельные программные единицы модуля. Если процедура находится в модуле, то имя этого модуля необходимо упомянуть в приложении USES.

Оператор безусловного перехода GOTO

Формат: GOTO [метка];

GOTO - зарезервированное слово в языке Паскаль. [метка] - это произвольный идентификатор, который позволяет пометить некий оператор программы и в дальнейшем сослаться на него. В языке Паскаль допускается в качестве меток использовать целое число без знаков. Метка располагается перед помеченным оператором и отделяется от него (:). Один оператор можно помечать несколькими метками. Они так же отделяются друг от друга (:). Перед тем как использовать метку в разделе оператора ее необходимо описать в разделе LABEL (раздел описания).

Действие GOTO передает управление соответствующему помеченному оператору. При использовании меток нужно руководствоваться следующими правилами:

  • метка должна быть описана в разделе описаний и все метки должны быть использованы;
  • если в качестве меток используются целые числа, их не объявляют.

Противоречит принципам технологии структурного программирования. Современные языки программирования не имеют в своем составе такого оператора, и в его использовании нет необходимости. Кроме того в современных компьютерах используется так называемый конвейерный способ. Если в программе встречается оператор безусловного перехода, то такой оператор ломает весь конвейер, заставляя создавать его заново, что существенно замедляет вычислительный процесс.

Структурированные операторы

Операторы условия IF

Условный оператор используется в программе для реализации алгоритмической структуры - ветвления. В данной структуре вычислительный процесс может продолжаться по одному из возможных направлений. Выбор направления обычно осуществляется проверкой какого-либо условия. Существует два вида структуры ветвления: структура вилка и обход.

В языке Паскаль условный оператор IF это средство организации ветвящегося вычислительного процесса.

Формат: IF [логическое_выражение] Then [оператор_1]; Else [оператор_2];

IF, Then, Else - служебные слова. [оператор_1], [оператор_2] - обыкновенные операции языка Паскаль. Часть Else является необязательной (может отсутствовать).

Оператор IF работает следующим образом: вначале проверяется результат логического выражения. Если результат Истина(TRUE), то выполняется [оператор_1], следующий за служебным словом Then, а [оператор_2] пропускается. Если результат Ложь(FALSE), то [оператор_1] пропускается, а [оператор_2] исполняется.

Если часть Else отсутствует, то оператор IF имеет не полную форму:

IF [логическое_выражение] Then [оператор];

В этом случае, если результат Истина(TRUE), то выполняется [оператор], если Ложь(FALSE), то управление передается оператору, следующему за оператором IF.

имеются 2 числа A и B. Найти максимальное число.

Составной оператор

Составной оператор - это последовательность произвольных операций в программе, заключенная в так называемые операторные скобки (Begin-End).

Формат: Begin [операторы]; End;

Составные операторы позволяют представлять группу операторов, как один оператор.

Оператор выбора CASE

Предназначен для реализации множественных ветвлений, поскольку оператор IF может реализовать всего два направления вычислительного процесса, использовать его для реализации множественных ветвлений не всегда удобно. Множественное ветвление реализуется оператором CASE.

Формат: CASE [ключ_выбора] OF

[константа_выбора_1]:[оператор_1];

[константа_выбора_2]:[оператор_2];

[константа_выбора_N]:[оператор_N];

ELSE [оператор];

CASE, OF, ELSE, END - служебные слова. [ключ_выбора] - это параметр одного из порядковых типов. [константы_выбора] - константы того же типа, что и ключ выбора, реализующие выбор. [оператор_1(N)] - обыкновенный оператор. ELSE может отсутствовать.

Оператор выбора работает следующим образом: до работы оператора определяется значение параметра ключ выбора. Этот параметр может быть либо выражен как переменная в программе, либо другим путем. Затем параметр ключ выбора последовательно сравниваем с константой выбора. При совпадении значения ключа выбора с одной из констант выбора, выполняется оператор, следующий за этой константой, а все прочие операторы игнорируются. В случае не совпадения ключа выбора ни с одним из констант, выполняется оператор, следующий за Else. Часто Else является не обязательной и в случае несовпадения ключа выбора ни с одной из констант выбора и при отсутствии Else, управление передается оператору, следующему за оператором CASE.

В операторе CASE нет явной проверки условия, характерного для оператора IF. В тоже время в неявном виде операция сравнения выполняется. CASE вносит диссонанс в программу на языке Паскаль, поскольку данные оператор завершается служебным словом End, которому нет парного Begin.

Составить алгоритм и программу задачи, моделирующей работу светофора. При вводе символа первой буквы цветов светофора, программа должна выводить сообщение о соответствующем цвете и действиях.

Программа работает следующим образом: с клавиатуры процедурой Read вводится символ буквы цвета светофора. Если введена буква ‘з’ соответствующая зеленому цвету, то в операторе CASE введено значение в списке выбора найдет константу выбора ‘з’ и будет выведено сообщение “Зеленый цвет, движение разрешено”. При вводе символа букв ‘к’ и ‘ж’ буду выведены аналогичные сообщения. При вводе любого другого символа будет выведено сообщение “Светофор не работает”, поскольку в этом случае работает часть Else, оператора CASE.

Операторы цикла

Циклической алгоритмической структурой считается такая структура, в которой некоторые действия выполняются несколько раз. В программировании имеются два вида циклических структур: цикл с параметром и итерационный цикл.

В цикле с параметром всегда имеются так называемые параметры цикла: X, X n , X k , ∆X. Иногда цикл с параметром называют регулярным циклом. Характерной чертой является то, что число циклов и повторений можно определить до выполнения цикла.

В итерационном цикле невозможно определить число циклов до его выполнения. Он выполняется до тех пор, пока выполняется условие продолжение цикла.

В языке Паскаль имеются три оператора, реализующих циклические вычислительные структуры:

  • счетный оператор FOR. Он предназначен для реализации цикла с параметром и не может быть использован для реализации итерационного цикла;
  • оператор цикла с предусловием WHILE;
  • оператор цикла с постусловием REPEAT.

Последние два ориентированы на реализацию итерационного цикла, однако их можно использовать и для реализации цикла с параметром.

Оператор FOR

Формат: FOR [параметр_цикла] := [н_з_п_ц] To [к_з_п_ц] Do [оператор];

FOR, To, Do - служебные слова. [параметр_цикла] - параметр цикла. [н_з_п_ц] - начальное значение параметра цикла. [к_з_п_ц] - конечное значение параметра цикла. [оператор] - произвольный оператор.

Параметр цикла должен быть переменой порядкового типа. Начальное и конечное значения параметра цикла должны быть того же типа, что и параметр цикла.

Работу оператора рассмотрим на его алгоритме:

На первом шаге значение параметра цикла принимает [н_з_п_ц], затем осуществляется проверка параметр цикла меньше или равен [к_з_п_ц]. Это условие является условием продолжения цикла. Если выполнено, то цикл продолжает свою работу и выполняется [оператор], после чего параметр цикла увеличивается (уменьшается) на единицу. Затем с новым значением параметр цикла, проверяется условие продолжения цикла. Если оно выполняется, то действия повторяются. Если условие не выполняется, то цикл прекращает свою работу.

Оператор For существенно отличается от аналогичных операторов в других языках программирования. Отличия следующие:

  • телом оператора For. Оператор может не выполниться ни разу, поскольку проверка условия продолжения цикла выполняется до тела цикла;
  • шаг изменения параметра цикла постоянный и равен 1;
  • тело цикла в операторе For представлено одним оператором. В том случае, если действие тела цикла требует более одного простого оператора, то эти операторы необходимо превратить в один составной оператор посредством операторных скобок (BEGIN-END);
  • Параметр цикла может быть только переменой порядкового типа.

Пример использования оператора FOR: составить таблицу перевода рублей в доллары.

Оператор WHILE (оператор цикла с предусловием)

Формат: WHILE [условие] Do [оператор];

WHILE, Do - служебные слова. [условие] - выражение логического типа. [оператор] - обыкновенный оператор.

;

Оператор While работает следующим образом: вначале работы проверяется результат логического условия. Если результат истина, то выполняется оператор, после которого осуществляется возврат на проверку условия с новым значением параметров в логическом выражении условия. Если результат ложь, то осуществляется завершение цикла.

При работе с While надо обратить внимание на его свойства:

  • условия, использованные в While, являются условием продолжения цикла;
  • в теле цикла всегда происходит изменение значения параметра входящего в выражение условия;
  • цикл While может, не выполнится ни разу, поскольку проверка условия в продолжение цикла выполняется до тела цикла.

Оператор REPEAT (оператор цикла с постусловием)

Формат: REPEAT [тело_цикла]; UNTIL [условие];

Оператор REPEAT работает следующим образом: сначала выполняются операторы тела цикла, после чего результат проверяется логического условия. Если результат ложь, то осуществляется возврат к выполнению операторов очередного тела цикла. Если результат истина, то оператор завершает работу.

Оператор Repeat имеет следующие особенности:

  • в Repeat проверяется условие завершения цикла и если условие выполняется, то цикл прекращает работу;
  • тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз;
  • параметр для проверки условия изменяется в теле цикла;
  • операторы тела цикла не надо заключать в операторские скобки (BEGIN-END), при этом роль операторных скобок выполняют Repeat и Until.

Вычислить y=sin(x), где xn=10, xk=100, шаг равен 10.

На занятии рассматривается условный оператор в Паскале (if ). Объясняется, как использовать несколько условий в одной конструкции (AND и OR ). Рассмотриваются примеры работы с оператором

Напоминаем, что данный сайт не претендует на полное изложение информации по теме. Целью портала является предоставление возможности усваивания материала на основе готовых решенных примеров по теме «Язык программирования Pascal» с практическими заданиями для закрепления материала. Представленные на сайте сайт задания по Паскалю выстроены последовательно по мере увеличения их сложности. Сайт сайт может быть использован учителями и преподавателями в качестве вспомогательного наглядного пособия.

До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.

Блок-схема условного оператора:

Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:

Сокращенный вариант:

if условие then оператор;

Полный вариант:

if условие then оператор else оператор;

Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.

Составной оператор

Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок , начинающийся со служебного слова begin и заканчивающегося служебным словом end . Такой блок принято называть операторными скобками , а данную конструкцию — составным оператором :

Операторные скобки и составной оператор в Паскале:

if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;

Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:

IF THEN ELSE
ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ


В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:

  • больше >
  • меньше
  • больше или равно в Pascal >=
  • меньше либо равно в Pascal
  • сравнение в Pascal =
  • не равно в Pascal

Пример: найти наибольшее из двух чисел

Вариант 1 Вариант 2


Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:

Пример: вычислить значение переменной у по одной из двух ветвей

Показать решение:

var x,y:real; begin writeln ("введите х"); read(x); if x>0 then y:=ln(x) else y:=exp(x); writeln ("y=", y:6:2) {итоговое число будет занимать 6 позиций, и в нем будет 2 знака после запятой} end.

Обратите внимание на то, как в данном примере выводится y . При выводе переменных типа в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод , или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
- цифра после первого двоеточия (6) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
- цифра после второго двоеточия (2) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться

Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.

Задача 0. Вычислить значение переменной у по одной из двух ветвей:

Задача 1. В компьютер вводятся два числа. Если первое больше второго, то вычислить их сумму, иначе - произведение. После этого компьютер должен напечатать результат и текст ЗАДАЧА РЕШЕНА

Задача 2. Дракон каждый год отращивает по три головы, но после того, как ему исполнится 100 лет - только по две. Сколько голов и глаз у дракона, которому N лет?

Логические операции в Паскале (в логическом выражении)

Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.

  • Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции - "конъюнкция".
  • Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции - "дизъюнкция".
  • На языке Паскаль XOR - знак логической операции, имеющий смысл "строгая дизъюнкция" и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое - не выполнялось (ложно).
  • Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл "отрицание" или "инверсия" и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание - ложь и наоборот.

Важно: Каждое из простых условий обязательно заключать в скобки.

Пример : Рассмотрим примеры логических операций в логических выражениях в Паскале

1 2 3 4 5 6 7 8 var n: integer ; begin n: = 6 ; if (n>5 ) and (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if (n>7 ) or (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if (n>7 ) xor (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if not (n>7 ) then writeln ("истина" ) ; end .

var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n<10) then writeln("истина"); if (n>7) or (n<10) then writeln("истина"); if (n>7) xor (n<10) then writeln("истина"); if not(n>7) then writeln("истина"); end.

Пример: Компания набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он для данной компании (вывести ответ «подходит» или «не подходит»).
Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.

В программировании важно не только знание языков, но и понимание того, что за что отвечает. Это необходимо для возможности успешной и в рамках статьи вы узнаете, что такое оператор условий, зачем он необходим, какие есть особенности. Также будет в общих чертах рассмотрено переключение и ветвление кода, для которого он и применяется.

Что такое оператор условный?

Так (или, иначе, условной инструкцией ветвления) называют конструкцию языка программирования. Она обеспечивает выполнение какой-то команды или их набора. Но это возможно только тогда, когда соблюдается условие истинности определённого логического выражения или поступило указание от пользователя (оператора техники) на воплощение.

Общее описание применения

Оператор условный применяют тогда, когда выполнение или игнорирования определённого набора команд (реже команды) зависит от того, существуют ли для этого определяющие факторы. Также может применяться он с прицелом на ветвление. Оно является одной из трех базовых конструкций, которые применяются в

Оператор условного перехода

Прежде давайте немного отвлечёмся и вспомним довольно популярную картину Васнецов Виктора Михайловича «Витязь на распутье», написанную в 1878. Она изображает богатыря, который остановился на распутье и решает, куда ему ехать. Подобным образом действует и оператор условный. Так, если витязь примет предложение отправиться в одну сторону, но он пойдёт по одной ветви. И выбор может осуществляться только один. Если говорить про оператор условный, то срабатывает он только тогда, когда его логическое выражение имеет значение «истина». Большинство языков программирования для его обозначения использует ключевое слово if. Возможно построение каскадом, когда проверяется сначала одно условие, потом другое, затем третье, четвертное и так далее. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно. Какие существуют формы условных операторов? Всего их три:

  1. Условный оператор, в котором есть только одна ветвь. Выглядит он (усреднено) таким образом: if необходимые условия then выполняемые команды end. Компьютерная машина вычисляет, соответствует ли логическое значение показателю истины. Если условие совпадает с данными других частей программы, то начинает исполняться код, пока не будет ключевое слово end. В ассемблерах подобная форма работы является единственной доступной для программиста. Также может быть и такое, что в конце не будет какого-то ключевого слова, и тогда необходимо быть острожным, чтобы не приписать чего-то лишнего.
  2. Условный оператор, в котором присутствует две ветви. Выглядит он следующим образом: if заданное условие then команда1 else команда2 end. Используется данная программная конструкция в тех случаях, когда необходимо, чтобы одна из команд точно была выполнена. Поэтому если условие истинно, то выполняется первая часть кода, если нет - вторая. В некоторых случаях именно такое решение необходимо.
  3. Условный оператор с некоторым количеством условий. Он выглядит следующим образом:
    if первое условие then что делать
    else if если первое условие не подошло, проверяем следующее then что делать
    else if проверяем все условия одно за одним then что делать
    else если ни один вариант из вышеприведённых не подходит, значит выполняется эта команда end

Как видите, условный оператор использует различные конструкции. Их выполнение происходит последовательно. То есть, невозможна ситуация (на нормальной технике), при которой выполнение кода начнётся с конца - всегда с начала.

Пример с "Паскалем"

Чтобы понять, как это работает, предлагаем рассмотреть пример на одном из самых популярных языков программирования. Условный оператор в "Паскале" может быть простым и сложным. Первый тип - это символы вроде =, <, > и других подобных. Сложный условный оператор в паскале может принимать такой вид:

if а>=у
then
ор:=Sqr(а-у)
else
write (Введены недопустимые значения);

Что такое переключатель?

Чем является переключатель? Особенность его конструкции в том, что в нём есть как минимум две ветви. Но он может выполнять только одну, заданную ранее параметрами, которые вычисляются ключевыми выражениями. Говоря про отличие от ранее рассмотренных инструкций, следует обратить ваше внимание на то, что возвращению подлежит не логическое значение, а целое, а также типы, которые могут быть приведены к нему. Также в некоторых языках программирования можно проводить сравнение с текстовыми строками.

История развития

Первоначально использовалась команда, указывающая на переход по вычисляемой метке. В ней указывалось выражение, выступающее одновременно в роли селектора, что возвращало целое значение, а также набор указаний перехода. Когда выполнялась команда, то вычислялось определённое значение, которое использовалось в качестве номера метки во всём списке команд, на которую и происходило перемещение внимания машины.

Подобные конструкции можно увидеть в таких языках программирования, как "Бейсик" и "Фортран". Нельзя сказать, что они значительно устарели, ведь до сих пор они могут похвастаться достаточно высокой эффективностью, если говорить вообще про программирование. Условный оператор, который используется в современных языках, является более сложной конструкцией, что сказывается на быстродействии. Возвращаясь к истокам этого элемента, хочется добавить, что для определения необходимой ветки не нужно последовательно обрабатывать и сравнивать результат выражения с другими значениями. Просто происходит запись в памяти массива команд безусловного перехода, в котором и содержаться нужные адреса. Когда выполняется необходимое указание, то нужная информация попросту вычисляется. И скорость работы программы становится независимой от количества меток.

В современных языках программирования, которые нашли широкое применение на данный момент, оператор-переключатель тоже может быть выполнен как таблица перехода, состоящая из команд, которые осуществляют перемещение внимание на необходимые фрагменты кода без различных условий. Как же они обозначаются? В высокоуровневых языках программирования в большинстве случаев используют имена case, swithc или их оба одновременно.

Особенности вычисления логических выражений

Значительное влияние на то, как программа с условным оператором будет исполняться, оказывает принятая в каждом конкретном случае логика вычислений условных выражений. Выделяют две основные стратегии.

  1. Полное вычисление. Проводится расчет всех параметров с предоставленными значениями, а потом И.
  2. Неполное вычисление. Отдельно считается каждый параметр. Если выражение имеет значение «истина», то обсчитывают следующий параметр. Действует в случае ИЛИ.

Заключение

Условные операторы являются очень удобной конструкцией в программировании. С их помощью можно с легкостью осуществить сложные конструкции без необходимости мудрствовать.

«развилка».
Разветвляющимся называется такой алгоритм, в котором выбирается один из нескольких возможных вариантов вычислительного процесса. Каждый подобный путь называется ветвью алгоритма .

Признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций проверки условия. Чаще всего для проверки условия используется условный оператор if .

if может использоваться в форме полной или неполной развилки.

В случае неполной развилки если Условие истинно, то БлокОпераций1 выполняется, если Условие ложно, то БлокОпераций1 не выполняется.

В случае полной развилки если Условие истинно, то выполняется БлокОпераций1 , иначе выполняется БлокОпераций2 .

БлокОпераций может состоять из одной операции. В этом случае наличие фигурных скобок, ограничивающих блок, необязательно.

Пример на C :

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14


#include
int main()
{
int k; // объявляем целую переменную k
printf("k= " ); // выводим сообщение
scanf("%d" , &k); // вводим переменную k
if (k >= 5) // если k>5
printf("%d >= 5" , k); // выводим "ЗНАЧЕНИЕ >= 5"
else // иначе
printf("%d < 5" , k); // выводим "ЗНАЧЕНИЕ < 5"
getchar(); getchar();
return 0;
}


Результат выполнения

Оператор if может быть вложенным.

Пример на C :

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS // для возможности использования scanf
#include
#include
int main() {
int key;
system("chcp 1251" );
system("cls" ); // очищаем окно консоли
printf();
scanf("%d" , &key);
if (key == 1) // если key = 1
printf("\n Выбран первый пункт" ); // выводим сообщение
else if (key == 2) // иначе если key = 2
printf("\n Выбран второй пункт" ); // выводим сообщение
else // иначе
printf(); // выводим сообщение
getchar(); getchar();
return 0;
}

Результат выполнения





При использовании вложенной формы оператора if опция else связывается с последним оператором if . Если требуется связать опцию else с предыдущим оператором if , внутренний условный оператор заключается в фигурные скобки:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS // для возможности использования scanf
#include
#include // для использования функции system
int main() {
int key; // объявляем целую переменную key
system("chcp 1251" ); // переходим в консоли на русский язык
system("cls" ); // очищаем окно консоли
printf("Введите номер пункта, 1 или 2: " );
scanf("%d" , &key); // вводим значение переменной key
if (key != 1) { // если key не равен 1
if (key == 2) // если key равен 2
printf("\n Выбран второй пункт" ); // вывод сообщения
} // если key - не 1 и не 2, то ничего не выводится
else // иначе, если key равен 1
printf("\n Выбран первый пункт" ); // вывод сообщения
getchar(); getchar();
return 0;
}


Результат выполнения





Тернарные операции

Тернарная условная операция имеет 3 аргумента и возвращает свой второй или третий операнд в зависимости от значения логического выражения, заданного первым операндом. Синтаксис тернарной операции в языке Си

Условие? Выражение1: Выражение2;


Если выполняется Условие , то тернарная операция возвращает Выражение1 , в противном случае - Выражение2 .

Тернарные операции, как и операции условия, могут быть вложенными. Для разделения вложенных операций используются круглые скобки.

Приведенный выше пример с использованием тернарных операций можно представить в виде

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS // для возможности использования scanf
#include
#include // для использования функции system
int main() {
int key; // объявляем целую переменную key
system("chcp 1251" ); // переходим в консоли на русский язык
system("cls" ); // очищаем окно консоли
printf("Введите номер пункта, 1 или 2: " );
scanf("%d" , &key); // вводим значение переменной key
key == 1 ? printf("\n Выбран первый пункт" ) :
(key == 2 ? printf("\n Выбран второй пункт" ) :
printf("\n Первый и второй пункты не выбраны" ));
getchar(); getchar();
return 0;
}

Оператор ветвления switch (оператор множественного выбора)

Оператор if позволяет осуществить выбор только между двумя вариантами. Для того, чтобы производить выбор одного из нескольких вариантов необходимо использовать вложенный оператор if . С этой же целью можно использовать оператор ветвления switch .

Общая форма записи

switch (ЦелоеВыражение)
{
case Константа1: БлокОпераций1;
break ;
case Константа2: БлокОпераций2;
break ;
. . .
case Константаn: БлокОперацийn;
break ;
default: БлокОперацийПоУмолчанию;
break ;
}

Оператор ветвления switch выполняется следующим образом:

  • вычисляется ЦелоеВыражение в скобках оператора switch ;
  • полученное значение сравнивается с метками (Константами ) в опциях case , сравнение производится до тех пор, пока не будет найдена метка, соответствующая вычисленному значению целочисленного выражения;
  • выполняется БлокОпераций соответствующей метки case ;
  • если соответствующая метка не найдена, то выполнится БлокОперацийПоУмолчанию , описанный в опции default .

Альтернатива default может отсутствовать, тогда не будет произведено никаких действий.
Опция break; осуществляет выход из оператора switch и переход к следующему за ним оператору. При отсутствии опции break будут выполняться все операторы, начиная с помеченного данной меткой и кончая оператором в опции default .

Константы в опциях case должны быть целого типа (могут быть символами).

Для написания программы не достаточно знать только язык программирования. Необходимо понимать и полную конструкцию всего написанного для того, чтобы все в итоге работало верно. Сегодня будет рассмотрено понятие оператора условного и его действия в программировании. Кроме этого, будет полезна информация и о ветвлении кодов, для которых работает оператор.

Определение.

Итак, оператор условный представляет собой основу конструкции всего языка программирования. Именно он дает возможность выполняться определенным указанным командам. Правда для этого необходимы условия истинности или прямая команда от пользователя.

Область применения.

Данное определение применяется при существовании определенных условий для выполнения команд или команды. Бывают случаи применения с ветвлением. Такое направление делится на три основные конструкции, которые применимы в программировании.

Условный переход.

Оператор условного перехода действует по принципу выбора направления в зависимости от истинности условия. Так, если в программе прописано несколько вариантов решения, именно оператор будет делать выбор, по какому направлению пойти далее. Возврата назад не предусмотрено. Истинность логического выражения проверяется наличием в коде условий, указанных после слова if. Именно она чаще всего используется в различных языках, обозначая правильность выбора. Если первое указанное условие не будет подходить для совершения задачи, код будет проверять все последующие указания последовательно, каскадом. Данный процесс довольно не прост, поэтому стоит разобрать его более подробно.

Формы условных операторов.

Существует всего три формы такого плана. Разберем работу каждой, итак, самый элементарный это оператор с одной ветвью. Он представляет собой команду if, после которой указываются условия для выполнения, затем then, после которого прописываются команды, которые нужно выполнить, и в завершение end, указывающий на конец кода. Чтобы команда прошла весь путь от начала и до конца, сначала машина проверяет соответствие условий, прописанных в начале кода и если они подходят, то начинается выполнение второй части с выполнением команд до того момента, как машина подойдет к концу, обозначенному end. Бывают ассемблеры, в которых вообще не указывается конечное слово, в них следует осторожно прописывать все команды, избегая лишнего. Также такая форма написания может быть и единственной доступной.

Более сложный вариант, это оператор с двумя ветвями программирования. Такой код выглядит следующим образом: слово if, затем условия выполнения, после этого слово then и команда для выполнения, теперь пишется else и другая команда, если первая не подойдет, а после всего этого end. Это решение применяется для выполнения программы в любом случае. То есть, если первое условие не подойдет и первая команда не будет выполнена, то программа автоматически исполнит вторую. Такой ход более эффективен, по сравнению с первым.

Третий вариант развития, это указание нескольких условий. Он представляет собой написание if с определением условий, затем then и необходимую команду, после этого else if другое условие, в случае когда первое не подойдет и then команда для выполнения при втором условии, else if и указывается еще одно условие с выполнением команды после слова then, можно писать и еще, а когда все необходимые условия заканчиваются, пользователь указывает просто else с условием, когда ни один из перечисленных вариантов не подойдет и выполнение команды, после чего закрывается словом end.

В общем, оператор имеет множество конструкций, и все они выполняются строго последовательно. Всегда начиная с первой команды.

На примере языка «Паскаль».

Чтобы разобрать условный оператор наиболее понятно, следует сделать это с помощью самого популярного языка программирования. В нем он может быть простым и сложным. Простой обозначается символами типа =, <, > и так далее, а сложный представляет собой написание if а>=у then ор:=Sqr(а-у) else write, где вводятся недопустимые показатели.

Понятие переключателя.

Переключатель это определенная команда, которая выполняется при условии заданных параметров. Он работает при наличии как минимум двух ветвей, но задает выполнение только одной. Условиями в прописанных параметрах он и переключает выполнение определенной ветви самостоятельно. Некоторые языки, пользуясь такими параметрами, могут проводить аналогию с текстами. Отличается такая команда от вышеописанных тем, что возвращается тип или целое значение, а не логическое.

Развитие оператора.

Изначально условный оператор представлял собой команду, которая и определяла дальнейший переход на нужную метку. Команда была выражением, которое определялось как селектор и осуществляла возврат целого значения и условия перехода. При ее выполнении, происходило вычисление номера метки из всего списка и машина обращалась именно на вычисление указанного направления. Такую конструкцию можно встретить и до сих пор, например, в «Бэйсике» и «Фортране». Несмотря на то, что многие уже используют другую конструкцию для вычислений, эта все еще эффективна.

Современная модель написания условного оператора сложнее предыдущей и, соответственно, немного длительнее во времени вычисления. Она представляет собой последовательное указание массива команд с необходимыми адресами. Безусловный переход от одного к другому обеспечивает независимость времени вычисления от количества указанных меток.

Переключатель в современных языках также может представлять собой таблицу перехода. Состоит таблица из команд, перемещающих внимание машины на указанные фрагменты. Определяется команда написанием case или swithc, а в некоторых случаях и обоих слов сразу.

Логика вычислений условных выражений.

Влияние на исполнение логического выражения оказывает логика, принятая в каждом из случаев. Можно выделить два направления – полное и неполное. Первое проводит расчет всех заданных параметров и после этого И. Второе считает все параметры отдельно и при указании «истина» задействует следующую команду. Работает при ИЛИ.